Архитектурное освещение

  • Архитектурное светодиодное освещение
  • Система управления в архитектурной подсветке
      Сценарии работы
  • Энергосбережение и снижение расходов
  • Проект архитектурного освещения
      Этапы работы над проектом
  • Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию
  • Частые ошибки в системах архитектурного освещения
  • То, что городские здания и территория рядом с ними красиво освещены в тёмное время суток, стало уже привычным для жителей крупных городов. Это декоративно-художественный аспект ночного города. И всё больше сооружений (государственные учреждения, торговые центры, исторические здания) оснащаются не просто подсветкой, а получают неповторимый световой облик.

    Какое бывает архитектурное освещение зданий

    Фасадное освещение устанавливается для того, чтобы:

    1. Подсвеченный объект выглядел так же, как в светлое время суток (такой подход используется в основном для исторических зданий).
    2. Создать ночной образ здания, который может не иметь ничего общего с дневным (чаще применяется для зданий в стиле модерн или хай-тек).

    Архитектурная подсветка исторического здания
    Рис. 1. Фасадное освещение исторического здания выполнено так, чтобы сохранить его дневной облик
    По своему типу архитектурная подсветка бывает:

    • Заливающая (общая)
      . Цель – полностью осветить фасад дома. Применяются мощные прожекторы, установленные на земле (грунтовые), на стойках, близкорасположенных домах. Подходит для больших объектов, исторических зданий, храмов. Такой свет не нарушает целостности восприятия.
    • Локальная (акцентная).
      Источники направленного света монтируются на фасад и выделяют конкретные его элементы.
    • Контурная
      . Светом выделяются внешние контуры здания, крупные элементы архитектуры. Выполняется обычно светодиодной лентой, линейными светильниками и прожекторами. Выделенные элементы как бы парят в воздухе, отрываясь от основания. Здание получает футуристический вид.
    • Фоновая
      . Когда формы здания проявляются за счет освещения фона. Передний план выделяется за счёт его меньшей освещенности. Смотрится на зданиях с колоннами, оно выглядит величаво, строго – но при этом невесомо. Работают светильники рассеянного света. Может служить основой, на которую будет нанесена боле яркая подсветка.

    По способу установки можно отдельно выделить обычное и скрытое архитектурное освещение фасадов зданий. Светильники при скрытом типе расставляются так, что не видны со стороны, виден только свет.

    Подсветка может быть статична, или её элементы могут с разной скоростью меняться – это динамическая подсветка.

    На архитектурном объекте, как на трёхмерном экране, может быть применена потрясающая по силе визуального воздействия на человека технология 3D-мэппинга (3D-mapping), что даёт возможность в этом случае отнести его к архитектурной подсветке.

    Распространенные приемы освещения фасада дома

    Есть несколько приёмов, которые применяют, когда нужно устроить наружное освещение фасадов зданий.

    Осветительные узлы на участке

    Самый простой – установить мощные осветительные узлы на участке, они должны будут освещать здание со всех сторон. Это могут быть прожектора с линейными лампами, которые расположатся по периметру дома.

    Правда, такое освещение будет мешать жителям дома, так как свет попадает в окна.

    Фасадные светильники

    Часто светильники располагают прямо на фасаде дома. Это поможет выделить самые красивые архитектурные элементы фасада. Только светильники стоит расположить таким образом, чтобы свет не мешал ночью отдыхать.

    Тип светильника выбирают в зависимости от поставленной цели – желает хозяин осветить фасад здания и отдельные его элементы или же участок и территорию вокруг дома. Существует для этих целей светильники с распределённым или направленным светом.

    Подсветка стеклянных фасадов

    Из-за того, что стекло обладает малым коэффициентом обратного рассеивания и большим коэффициентом отражения, особенно при малых углах падения света, традиционные способы подсветки на таких фасадах практически не работают.

    Один из способов – подсветка интерьера, которая будет видна снаружи как светящееся здание. Проблема – такая подсветка не должна создавать проблем тем, кто находится внутри, особенно если это динамический свет. По этой причине такой способ невозможно применить в отелях, жилых строениях, проблематично в офисных зданиях.

    Другой работающий способ – подсвечивание элементов внутреннего слоя двойного остекления или наружное контурное подсветка здания.

    Самая лучшая подсветка стеклянного фасада:

    • освещает всю площадь фасада;
    • меняет силу света по вертикали;
    • выделяет стилобатные части здания и формы, завершающие верх (шпили);
    • подчеркивает светом вертикальные конструктивные части;
    • придаёт конструкции лёгкость;
    • может выделять объекты цветом (менять цветовую схему).

    Требования к архитектурному освещению

    Подсветка здания не существует независимо, её проектируют вместе с подсветкой окружающего пространства и близлежащих дорог общего пользования, в комплексе. При разработке учитываются требования нормативных документов (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398).

    Вот некоторые из этих требований:

    • заливающая подсветка фасада должна создавать высокую равномерность яркости – уровень отклонений не выше 0.3 для гладких одноцветных поверхностей; не выше 0.2 для рельефных и многоцветных;
    • цветовая температура светильников тоже должна подходить к поверхности: 4000-6000 К для «холодных» белых мест, 2200-3500 К для «тёплых»;
    • качество света – для разноцветных объектов индекс цветопередачи не ниже 80;
    • мощные (больше 150 Вт) светильники должны быть установлены так, чтобы не ослеплять водителей транспорта, или иметь экраны, защитные кожухи.

    Требования к освещению

    Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.

    Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:

    Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.

    Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.

    Нормы и правила подсветки зданий

    Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.

    Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.

    Светильники для архитектурного освещения

    Чтобы источники света для архитектурной подсветки были безопасны и работали долго, у них должна быть подходящая степень защиты IP – не менее 65. Такие источники света защищены от воды, пыли, могут применяться в любых условиях.

    Светильники для архитектурного освещения

    Доступ к светильникам, установленным на объекте, для ремонта/замены обычно затруднён, нужна спецтехника или промышленный альпинизм, поэтому выдвигаются высокие требования к прочности. Хотя сейчас качество конструкционных пластмасс может быть достаточно высоким, для архитектурного освещения стоит выбирать модели с металлическими корпусами, лучше из нержавеющей стали, алюминия или стали с гальваническим антикоррозионным покрытием.

    Еще одно требование – в светильниках должны стоять светодиоды высокого качества с большим сроком службы проверенных производителей. Такие диоды будут светить, не снижая яркости, весь свой срок эксплуатации.

    В наших условиях напряжение в электросетях может сильно отличаться от номинальных 230 В, обычно в меньшую сторону. Поэтому устанавливаемые в светильники для архитектурного освещения драйвера должны иметь расширенный диапазон рабочего напряжения и быть собранными из надёжных радиодеталей.

    Типы светильников

    Для архитектурной подсветки применяются светильники нескольких типов. Это могут быть прожекторы – светильники сильного направленного света. Они – главный, самый применяемый в архитектурном освещении источник света. Обычно это специально предназначенные модели. Прочная металлическая конструкция, где можно выбирать направление в двух плоскостях и надёжно фиксировать его. На рынке есть множество разных моделей.

    Прожекторы с малым углом раскрытия луча устанавливают для локального освещения и зонирования, с большим – для заливающего света. Есть прожекторы белого света разной световой температуры, управляемые прожекторы RGB (CMY) для цветной динамической подсветки. Линейные светодиодные прожекторы с углом раскрытия от 15° до 30° ставят для подсветки снизу, «заливающие» прожектора – для подсветки верхней части зданий. Вертикально направленный свет (двунаправленные прожекторы) для колонн, портиков, барельефов;

    Линейные светильники для архитектурной подсветки выпускаются с разной длиной, мощностью, углом раскрытия луча. Могут собираться в длинную светящуюся линию для подсвечивания карнизов. Подходят для подчеркивания деталей фасада – фризов, проёмов, балконов, а также для зонального освещения.

    Точечные светильники имеют меньшую мощность (до 25 Вт), чем прожекторы. Подходят для локальной подсветки, выделения отдельных элементов фасада – колонн, балюстрад, рустов, цоколя.

    Встраиваемые светильники устанавливаются для подсветки лестниц, фасадов, могут работать как UpLight или Downlight. Они небольшой мощности, с различным углом раскрытия. Трубчатые светодиодные светильники ставят для контурного освещения. Светят во все стороны, угол раскрытия 360°.

    Контурная архитектурная подсветка

    Можно еще использовать для работы над архитектурно-художественном освещением встраиваемые в грунт светильники, маркерные, кластерные, специальные.

    Основные типы архитектурного освещения

    Организуя подсветку фасадов зданий для создания художественного образа, дизайнеры используют несколько вариантов освещения.

    Вариант #1 – заливающий свет

    Общее заливающее освещение позволяет показать архитектурный замысел создателей и эффектно подчеркнуть стилевые особенности постройки. Его используют для освещения каменных или бетонных культовых центральных построек и исторических памятников. Осветительные приборы размещают на крышах близлежащих зданий или устанавливают на земле.

    Заливающий свет создают, используя крупногабаритные, но маломощностные прожекторы, которые устанавливают по периметру здания

    Но заливающее освещение работает только в комплексе с направленным светом, задача которого состоит в том, чтобы выделить самые интересные детали и «изюминки» постройки. Направленный свет создают с помощью приборов меньших размеров и более слабой мощности, которые устанавливают на специальные опоры по периметру здания.

    Вариант #2 – локальная подсветка

    Такой тип подсветки применяют для точечного выделения самых ярких архитектурных элементов постройки: рельефа, колонн, табличек.

    С помощью локальной подсветки на фасадной части здания можно создавать настоящие световые шедевры, которые органично соединятся с освещением садовых тропинок, отдельных растений и другими элементами декора придомовой территории

    Вариант #3 – скрытая подсветка

    В световом дизайне выделяется три типа скрытой и локальной подсветки:

    • Силуэтная – создает выразительные очертания, не детализируя отдельные элементы.
    • Контурная – придает зданию мягкое сияние. Для этой цели по контуру фасада крепят неоновые и светодиодные ленты.
    • Цветодинамика – комбинированный вариант подсветки, с помощью которого можно изменять силу света, цветовую палитру, и обыгрывать эффекты световых теней.

    Вот так это выглядит:

    Скрытая подсветка призвана создавать уникальный световой рисунок, придавая геометрии здания необычного визуального эффекта и ненавязчиво демонстрируя красоту архитектурных очертаний

    Архитектурное светодиодное освещение

    Если проследить эволюцию архитектурной подсветки, можно заметить, что она определялась развитием светотехники и появлением новых источников света с новыми качествами. Простые лампы накаливания сменялись галогеновыми, потом вперёд вышли ртутные, металлогалогеновые, добавив к заливке зональное освещение, и т.д.

    Однако сейчас практически весь инструментарий архитектурной подсветки опирается на светодиодные источники света, из-за их исключительных характеристик. Подавляющее большинство клиентов нашей компании, Интера Лайтинг, уже полностью перешли на светодиоды.

    Преимущества светодиодного освещения:

    • энергоэффективность – светоотдача достигает 150 лм/Вт, в полтора раза больше, чем у металлогалогеновых ламп (МГЛ);
    • эффект от светодиодных источников повышает их особое свойство – свет светодиодов направленный, сам идёт в нужную сторону;
    • срок службы в несколько раз больше, чем у МГЛ;
    • разнообразие фиксированных цветов;
    • большой диапазон цветовой температуры белого света (2700-6500 К);
    • изменяемые цвет подсветки (RGB технология) и цветовая температура света;
    • высокое качество света – большой индекс цветопередачи у фирменных диодов, отсутствие мигания;
    • эффективное управление светом – мгновенное включение (в отличие от металлогалогеновых), изменение светового потока источника (диммирование) и его цвета делают возможной динамическую подсветку;
    • особенности конструкции светодиодов позволили разработать новые формы светильников – линейки и гибкие световые шнуры.

    Как выбрать осветительные приборы

    Для архитектурного освещения частных домов важно выбрать светильники, которые своими размерами или внешним видом не будут портить внешний облик зданий и его архитектуру. Если фасад дома выдержан в классическом стиле, лучшим решением будет подсвечивать его компактными светильниками нейтральных и темных тонов. Кричащая расцветка элементов осветительной системы будет выбиваться и портить картинку. Большая мощность и яркость светильников, на мой взгляд, не столь важны, так как фоновая освещенность на территории пригородных поселков – достаточно низкая, и нет необходимости конкурировать с ней.

    Дизайнеры выделяют несколько способов организации архитектурной подсветки:

    Заливающая – позволяет подсветить объект, сохранив целостность его восприятия. В этом случае используют направленный снаружи свет прожекторов, установленных на земле или столбах на некотором расстоянии от освещаемого здания. Больше подходит для памятников архитектуры, расположенных вдали от жилых домов.

    Локальная – позволяет акцентировать внимание на фасадных деталях: деревянных карнизах, балконах, оконных проемах. Ее создают при помощи настенных светильников малой и средней мощности. Минус: установка настенных светильников требует скрытого монтажа электропроводки, а значит, это не лучший вариант для зданий с уже готовой отделкой.

    Фоновая (силуэтная) – позволяет создать светящийся задний план с темным силуэтом объекта. Такое подсвечивание наиболее подходит для классических зданий с колоннами – проявит отбрасываемые ими эффектные тени.

    Динамическая – своеобразная цветомузыка фасадов, с изменением оттенков и яркости. Могут быть задействованы прожекторы, светодиодные ленты, точечные светильники и т.д.

    Контурная – наиболее модный сегодня вид подсветки, позволяющий выделить контур фасада при помощи светодиодных трубок и линеек.

    Контурную подсветку чаще всего применяют при создании новогодних фасадов.

    В погоне за цветной переливающейся «иллюминацией» важно не забывать про классический белый и желтый свет, он добавит тепла и уюта в ночную картину.

    Система управления в архитектурной подсветке

    Переход на светодиоды ознаменовал также рывок в развитии компьютерных систем управления освещением (применение протоколов управления светильниками, возросшие возможности программирования).

    Система управления – важная часть системы освещения, определяющая её уровень. Нажимая на кнопки, оператор получает полный контроль над всем освещением – включение-выключение, подсветка по зонам, изменение цветовой температуры, цвета, силы света, запускает динамическую подсветку.

    Сценарии работы

    В программе управления разрабатываются несколько сценариев работы освещения:

    • Вечерний сценарий
      – для вечера каждого дня, включается с наступлением темноты. Здание предстаёт во всей своей красоте до назначенного времени.
    • Дежурный сценарий
      – включающийся после вечернего, сохраняющий основные черты подсветки, но экономящий энергию за счет отключения части освещения. С рассветом наружный свет выключается.
    • Праздничный сценарий
      – включается подсветка, отдельно разработанная для праздничных дней (важных случаев), которая не входит в обычный вечерний сценарий (например, динамический свет). Для нее может специально привозиться и устанавливаться дополнительная аппаратура, например, для 3D-мэппинга.

    Можно создать дополнительные сценарии с промежуточными параметрами, или чтобы здание каждый день недели выглядело по-разному – широкий простор для творчества светодизайнера.

    Световые сценарии в архитектурном освещении

    Система управления также «воспроизводит» специально написанные сценарии динамического освещения, зависящие от объекта, установленного оборудования и задачи. Если к такому сценарию добавить ещё музыку, то эффект от праздника с концертом динамической светоживописи будет незабываемым.

    Энергосбережение и снижение расходов в системах архитектурного освещения

    Основные расходы на системы архитектурной подсветки – расходы на электроэнергию и на обслуживание (замена/ремонт переставших работать светильников). Энергосбережение нужно продумывать ещё во время проектирования. Снизит энергозатраты установка источников с высокой светоотдачей – светодиодов. Кроме того, светодиоды по своей конструкции дают направленный свет, делая выше эффективность светильника.

    Другой способ – эффективное управление светом (расходом энергии) с помощью датчиков, а также применение сценариев. Датчик движения, так хорошо работающий на сокращение расхода энергии в обычных системах производственного и ландшафтного освещения, здесь не работает. Чтобы включить подсветку «минута в минуту», как только дневной свет угаснет, и выключить её с рассветом, не раньше и не позже, не тратя энергию сверх необходимого, устанавливают датчик освещенности.

    Добиться значительного снижения расходов на электроэнергию можно правильной работой сценариев в управлении светом. Чтобы снизить расходы на обслуживание системы освещения, нужно еще на этапе проекта выбрать светотехнику с большим сроком службы, которая будет редко ломаться – надёжную, с высоким качеством.

    Это не обязательно будет дорогая техника раскрученных иностранных брендов. Мы предлагаем качественную альтернативу по доступным ценам. Нам это удаётся из-за прямых закупок германских и японских комплектующих, без посредников, без переплат.

    Проект архитектурного освещения

    Архитектурное освещение начинается с проекта. Работу такой сложности с учётом функциональной и художественной составляющей подсветки может выполнить только организация с опытом таких разработок. На счету нашей компании Интера Лайтинг десятки выполненных проектов архитектурного освещения домов, офисов, торговых центров, госучреждений. Накоплен большой опыт, есть специалисты, программное обеспечение.

    Этапы работы над проектом

    1. Интервью с заказчиком
      . Он высказывает свои пожелания, обсуждаются характеристики планируемой системы архитектурного освещения, передаёт чертежи здания, а также план прилегающей территории, которые будут использованы в работе над проектом. Если чертежей нет или они не дают всей информации, потребуется фасадная съемка здания.
    2. Создаётся трёхмерная модель фасада (фасадов)
      . Проводится расчет результирующей освещенности, применяется для этого профильное программное обеспечение. Учитываются нормативы, назначение объекта, его размеры, стиль и геометрия, расположение соседних зданий.
    3. Проектировщики подбирают тип, мощность и расположение светильников.
      Для предварительного расположения (исходя из опыта специалистов, геометрии здания и поставленных задач) проводится модельный расчёт, по его результатам в расположение и мощность источников вносятся корректировки, всё пересчитывается – до достижения нужного результата. Вычисляется нужное сечение проводки, прорабатывается схема прокладки кабелей системы освещения по нормам ПУЭ, ГОСТ 50571.8-94, НПБ 249-97. Здесь особенно важна квалификация исполнителей проекта. Грамотный проект может сохранить немалые средства на этапе монтажа и затем при эксплуатации.
    4. 3D визуализация архитектурного освещения
      – выполняется по просьбе заказчика. Большую часть информации человек получает зрительно, поэтому визуализация лучше всего доносит до заказчика идею о том, как будет выглядеть объект после окончания работ. Это облегчает согласование проекта.
    5. Заказчик получает готовый проект архитектурного освещения
      с монтажными схемами, спецификациями, сметами, расчетом энергопотребления.

    Модель архитектурного освещения

    Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию

    Монтаж архитектурного освещения можно доверить только бригаде с опытом таких работ, со знанием тонкостей – например, того, что при монтаже нужно оставлять свободный доступ к проводам и источникам питания. У работников должны быть разрешения на работу на высоте и высотное оборудование.

    Желательно, чтобы монтаж такой сложности проходил под контролем организации-проектировщика. Хороший для заказчика вариант, когда проектировщик и исполнитель – одна организация, которая будет полностью отвечать за результаты работы. Интера Лайтинг – одна из немногих компаний на российском рынке, которые выполняют весь цикл – проект, монтаж, пусконаладочные работы, сдачу в эксплуатацию.

    Частые ошибки в системах архитектурного освещения

    Самая страшная ошибка – концептуальная, точнее, отсутствие этой концепции, единого связного художественного образа. Важные элементы не выделены, незначительные – наоборот, выделены и так далее. Всё оборудование есть, но не работает «совместно», на один образ.

    Остальные ошибки – технические. Основные причины их появления – недофинансирование проекта или низкая квалификация исполнителей, которые не уделили необходимого внимания незначительным, на их взгляд, деталям.

    Самые частые из таких ошибок:

    • неравномерная яркость по фасаду, свет от одной группы светильников заметно ярче света от других;
    • неодинаковая цветовая температура светильников, заметные «пятна»;
    • нет эффекта от правильно выстроенного освещения, здание выглядит тускло – не хватает мощности установленных светильников;
    • не был скорректирован уличный свет, в результате низ здания подсвечен уличными фонарями, а не штатной подсветкой;
    • монотонная заливка фасада без подчеркивания или выделения элементов архитектуры, безликое здание – возможно, проект не был доведён до конца, не установлены локальные подсветки;
    • слишком яркий, кричащий свет, резко выделяющийся на фоне соседей – не были учтены существующие нормы. Ночное освещение зданий и прилегающих территорий – объект регулирования городского правительства. В Москве есть постановление о «Концепции единой светоцветовой среды» (от 11/11/2008 г. №1037-ПП), где сформулированы все требования к подсветке улиц и зданий.

    Ошибок, связанных с недостаточной квалификацией исполнителей, можно было бы избежать, выбрав подрядчика, отвечающего за свою работу. Наша компания, Интера Лайтинг, очень серьёзно относится к своей репутации. Мы следим за качеством оборудования, соблюдает нормативно-правовые нормы и даём гарантию на нашу работу.

    Визуализация архитектурного освещения

    Простой метод, рассказанный в школе светодизайна LiDS, позволяющий из дневной фотографии здания сделать его вечерний вид и создать архитектурное освещение. Этот метод визуализации применяют студенты-архитекторы для своих работ, но его можно использовать любому человеку, который захочет придумать освещение, например, для своей дачи.

    1) Делаем фотографию здания днем в пасмурную погоду, когда нет резких теней, но света достаточно, чтобы фотоаппарат сделал хорошую картинку.

    2) Выделяем «волшебной палочкой» небо, создаем новый слой и заливаем выделение сплошным цветом. Теперь сняв выделение, его можно в любой момент вернуть, зажав Сntrl и кликнув по иконке слоя с красным полем.

    3) Бросаем на картинку любое подходящее небо, и инвертировав подготовленное выделение (Select > Inverse) удаляем из слоя с небом ненужное.

    И новое небо встает на свое место.

    4) Создаем копию слоя с театром и создаем сумерки, уменьшая светлоту слоя (Image > Adjustments > Hue/Saturation) до «-60».

    5) Волшебной палочкой выделяем стекла в некоторых окнах и удаляем их из слоя с сумеречным театром. Под удалением становятся видны «дневные» стекла, что оживляет картинку и делает здание еще более сумеречным по контрасту со своими светлыми окнами.

    6) Чтобы здание приобрело вечерний окрас, создаем градиент от темно-синего цвета неба до рыжего освещения натриевыми лампами.

    7) И накладываем этот градиент на новый слой поверх других

    9) Изменяем режим наложения слоя с градиентом с «normal» на «overlay». Если эффект кажется слишком жестким, можно уменьшить прозрачность слоя, сделав его менее 100% по вкусу. И вот здание погрузилось в вечерню городскую тьму.

    10) Создадим отражение колонн на мраморе вокруг фонтана. Для этого сдублируем слой со зданием (Layer > Duplicate Layer), нажмем «Сntrl+T», перевернем и сожмем слой, чтобы отражение колонн легло куда нужно.

    Нажмем «Enter», приняв трансформацию слоя. Мягкой резинкой удалим с него все кроме колонн и изменим режим наложения слоя с «normal» на «overlay». Вуаля – в мраморе под фонтаном появилось отражение колонн здания. Чтобы отражение стало менее мультяшным и более реалистичным, можно весь слой с отражением немного заблёрить (Filter > Blur > Gaussian Blur) и по желанию уменьшить прозрачность слоя.

    11) Теперь станем включать света. Для этого создадим новый слой.

    Изменим режим наложения слоя с «normal»на «overlay», и теперь все, что мы по этому слою белым цветом кистью нарисуем станет светом.

    А если мы дважды кликнем по иконке слоя, поставим в его свойствах галочку «Color Overlay», выберем теплый оттенок цвета и режим его наложения «Overlay»…

    … света станут значительно более выразительными:

    12) Сотрем пробный световой зигзаг, и нарисуем актуальные света. Начнем с колонн – выделив колонну волшебной палочкой и растушевав границы выделения (Select > Modify > Feather), нарисуем по ней градиентом от белого к прозрачному идущий снизу вверх свет.

    13) Удерживая Shift + Alt и цепляя стрелкой за этот свет, перенесем его на все остальные колонны. Так мы за несколько секунд размножим типовое освещение на другие элементы здания.

    14) Регулируя прозрачность и жесткость кисти, нарисуем белым светом по подсвечивающему слою остальные света в соответствии с концепцией. Для большей реалистичности нужно оставить тени под деревьями и добавить свет на тротуарах от уличных фонарей — этот свет не должен быть равномерным.

    А чтобы света стали мягче и естественней применим небольшой блёр ко всему слою подсветки (Filter> Blur > Gaussian Blur).

    15) Визуализация практически готова, но я не удержался и применил к ней HDRToning (Image > Adjustments > HDRToning).

    Результат:

    Таким же образом можно виртуально подсветить любой архитектурный объект начиная с собственной дачи и поиграться с концепциями, составляя план освещения.

    Для желающих попробовать:

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: