Изготовление скульптуры своими руками


Beton-House com

Сайт о бетоне: строительство, характеристики, проектирование. Соединяем опыт профессионалов и частных мастеров в одном месте

Скульптура очень органично вписывается в ландшафт современного парка

Скульптуры из бетона достаточно давно стали непременным атрибутом садово-паркового ландшафта, претендующего хоть на какой-то апломб и неординарность. С одной стороны бетон — это не мрамор и он дешевый, бетон — это не гранит, и он достаточно технологичен и прост в обработке, наконец, бетон — это не дерево и он долговечен.

Идеальный материал скульптуры для сада? Конечно же, нет. Как и изготовленная из любого другого материала, садовая скульптура из бетона имеет свои недостатки как при производстве, так и в последующей эксплуатации.

Так чего же бетонная скульптура воплотила в себе больше, хорошего или плохого? Почему скульптуры из пенобетона не нашли широкого распространения? Попробуем разобраться.

  • Виды садово-парковых скульптур
  • Методология изготовления бетонных скульптур
  • Бетон особого назначения
  • Рождение богов
      Из грязи в князи
  • Держим форму
  • Крещение огнем
  • Заливаем бетон
  • Наводим глянец
  • Скульптор по-современному: не режем, а льем
  • Последний штрих, он важный самый
  • История парковой скульптуры: от греков до Петра

    Парковая скульптура берет свое начало, пожалуй, от капищ языческих богов и точное время ее появления не назовет, наверное, никто. Как культурное явление она является миру в Древней Греции, в эпоху расцвета эллинизма.

    Именно тогда закладываются основы скульптуры в современном понимании этого слова.

    • Древний Рим, так же немало сделал в этом направлении. И если поначалу, в момент строительства империи накопление скульптурного фонда происходило, в первую очередь, за счет военных трофеев и примитивного копирования греческих первоисточников, то в последующие этапы развития Рима можно говорить о становлении собственной школы.
    • В Средневековой Европе масштабное проявление скульптуры, как прикладного и культурного явления приходиться на эпоху Возрождения.
    • В Россию скульптура попала и широко распространилась стараниями Петра Великого, большого поклонника европейских ценностей. До сих пор изваяния Летнего Сада Петербурга радуют глаз современного обывателя, мягко и ненавязчиво прививая чувство прекрасного, как зрелым людям, так и подрастающему поколению.
    • Русское дворянство привнесло европейскую садово-парковую скульптуру в собственные поместья и сделало ее по настоящему, массовым явлением.

    О женщинах и детях

    Надо сказать, что помимо героев древней мифологии и дети были весьма популярными персонажами парково-ландшафтного оформления в царское время. Ещё в 1869 году известный русский скульптор Фёдор Каменский в предместье Неаполя создаёт гипсовую скульптуру «Дети под дождём».

    Идея так вдохновила и захватила 33 летнего мастера, что он через некоторое время, на основе чернового гипсового слепка создаёт из прекрасного каприйского мрамора потрясающей чистоты работу, которая, как мотив для подражания, стала чрезвычайно популярной во всей Российской империи. Тогда же появилось для неё и более романтичное и трогательное название — «Первая любовь».

    Бессмертная композиция Ф. Каменского до сих пор не оставляет своей актуальности

    Широко распространённой, как самостоятельный художественный объект, являлась и Венера, или на греческий манер Афродита, покровительница любви. Первенство на её открытие миру в качестве декора фонтана оставляют за собой прусские мастера. У германских народов весьма сильны ассоциации с дохристианскими религиями.

    И немецкие скульпторы успешно воплотили в бронзе классический типаж появления богини из морской пены, который получил не менее классическое название — «Рождение Венеры». Порождённая ими небожительница в виде копий различного качества быстро разошлась по двум полушариям от Сан-Франциско до Сиднея.

    Общие правила выбора скульптурных элементов и особенности их размещения

    • Стилистическое единство с общей идеей дизайна.
    • Классический стиль ландшафтного дизайна предполагает регулярные парковые посадки, партерные цветники, четкую геометрию и симметричность. Проще всего отобрать и грамотно расставить скульптуры именно в садах классического стиля.

    Изображения античных богов и героев, купидонов и нимф, амфоры, колонны, чаши органично смотрятся на пересечении дорожек, в центре клумб, по углам газонов.

    Симметрично расставленные фигуры одной серии прекрасно декорируют и подчеркнут вход в аллею. Эффектно смотрится одиночная скульптура, на которой в перспективе замыкается дорожка.

    В длинной аллее регулярного парка фигуры можно расставлять по обеим сторонам симметрично или в шахматном порядке. А если по одной стороне на одинаковом расстоянии расположить 3-4 фигуры из одной серии, то будет задан ритм, динамичность.

    • Сельский стиль ландшафтного дизайна органично дополнят скульптуры, стилизованные под бытовую утварь: тележки, повозки.

    Вам будет интересно: Клумбы и цветники в ландшафтном дизайне сада

    Прекрасно впишутся в деревенский пейзаж изображения животных. Кошки, собаки, лошади, домашняя птица или голуби – непременный атрибут сельской жизни.

    Пасторальная, или как ее еще называют, идиллическая скульптура придаст укромным уголкам и тенистым дорожкам сада в стиле кантри романтическое настроение. Фото-пример:

    Всевозможным гномам, русалкам, эльфам и прочим сказочным существам тоже найдется место на таком участке.

    • Архитектурный стиль предполагает установку скульптур в виде разных архитектурных элементов: арок или полуарок, различный инсталляций. Фото:
    • Национальный стиль. Скульптура должна соответствовать национальному колориту общей идеи. Самым популярным в садово-парковом искусстве является японский стиль.

    Пагода, каменный фонарик, фигурка Будды, журавли наполнят сад восточным колоритом.

    • Дизайн модернистского направления требует экстравагантных решений в подборе скульптурного декора: оригинальные композиции из камня или металла.
    • Сочетание скульптуры и фона
    • Фигуры небольшого размера гармонично смотрятся на открытых местах: рядом с клумбами, у входа в аллею, около садовых скамеек, у водоемов
    • Классические высокие, стилизованные под мрамор, скульптуры эффектно оттеняются густой зеленью крупных деревьев и стриженых кустарников, отлично сочетаются с фонтанами

    Вам будет интересно: Ландшафтный дизайн участка в 30 соток земли

    • Размещение фигур животных должно соответствовать естественным особенностям обитания и поведения. Лягушки – у воды, кролики – в траве, кошка на карнизе, собака у скамейки или крыльца
    • Количество фигур

    Необходимость установки каждого скульптурного изображения должна выверяться очень тщательно, иначе сад превратится в хранилище не имеющих никакой эстетической ценности фигур. Скульптура – это всегда акцент, она важна не сама по себе, а только в привязке к конкретному месту, необходимым дополнением которого она должна стать.

    Лучше несколько раз пройтись по дорожкам и аллеям, не торопясь, вдумчиво, оценивая где и какую фигуру поставить. А самое главное – зачем здесь будет стоять это изваяние, что оно привнесет в пейзаж сада, какие новые грани замысла раскроет?

    Виды садово-парковых скульптур

    Некоторые скульптурные решения, как на представленном фото, отличаются весьма оригинальным концептуальным стилем

    • Статуя — фигура человека или животного, выполненная в натуральную величину.
    • Памятник — выполняется в виде фигур людей, животных, бюстов, арок, памятных плит, колонн.
    • Стела — массивная плита, содержащая памятные или информационные надписи и установленная перпендикулярно земле. Дополнительно может декорироваться мелкими дополнительными элементами.
    • Обелиск — массивный четырехгранный столб, в проекции напоминающий пирамиду, заостренная вершина которого направлена в небо.

    Другие же выполняют вполне оправданные прикладные задачи

    Очень часто скульптуры выполняются в композиции. Такое решение массово применялось при оформлении фонтанов. Классическим примером может служить широко известный и во многом легендарный фонтан около Свято-Преображенского собора, в основанном англичанами городке Юзовка, нынешний Донецк.

    Центральное место фонтана отводилось скульптуре полуобнажённой женщины в образе древнего божества — Афродиты.

    Интересно! Знатоки донецкой старины в один голос утверждают, что среди тогдашнего местного пролетариата, представленного в массе своей шахтерами и металлургами, бытовала достаточно пошлая, но в то же время совершенно неистребимая легенда.

    Якобы если мужчина прикоснётся правой рукой к груди каменной красавицы, ему немедленно, в течение целого года гарантируются головокружительные успехи в амурных делах. Любовь для истинно рабочего человека — вещь отнюдь не последняя, поэтому известная часть скульптуры в раннее советское время стала значительно выделяться на фоне остального тела слегка темноватым цветом, как раз от многочисленных прикосновений трудовых ладоней любвеобильных, но несознательных граждан.

    Сложная композиция, составленная из отдельных самостоятельных элементов «Рождение Венеры» и «Дети под дождем»

    Методология изготовления бетонных скульптур

    Существует несколько ключевых методов, при помощи которых изготавливается парковая скульптура из бетона.

    • Каркасный метод — основан на предварительном изготовлении из алюминиевой или отожженной стальной проволоки несущего скелета, который впоследствии наращивается бетонной массой до придания необходимой окончательной формы.

    Каркас очень часто становится достаточно сложным элементом будущего изделия

    • Формовочный метод — обуславливает использование готовой формы необходимых размеров и конфигурации. Формы для скульптур из бетона могут быть как типовые, изготовленные серийно, в условиях промышленного производства, так и самодельные, выполненные из подручных материалов по принципу наборной опалубки. Пластиковые формы для бетона для скульптур, представленные на рынке и изготовленные с помощью термопласт-автоматов, имеют хорошие показатели по прочности и отличаются низкой адгезией поверхности при контакте с таким материалом как скульптурный бетон.
    • Обкладочный метод — суть заключается в том, что форма для придания габаритов будущего изделия изготавливается из легкоразрушаемого и легкоизвлекаемого материала. Изделия из скульптурного бетона, выполненные по такой технологии, должны иметь небольшие габариты и предусматривать возможность внесения в конструкции технологических отверстий с диаметром, достаточным для извлечения остатков формы. Такие отверстия в последующем легко заделываются бетонной массой и не оставляют видимых дефектов поверхности.

    Обыкновенные пластиковые бутылки часто успешно выполняют роль ядра в обкладочном методе

    Как сделать бетонные садовые скульптуры

    Чтобы изготовить бетонную скульптуру, необходимо приготовление цементно-песчаного раствора. Для этого нужно смешать песок с цементом (пропорция 1:3). Затем необходимо, используя подручные материалы, соорудить каркас для будущей садовой скульптуры. Если вы хотите сделать грибок, гусеницу или черепаху, для каркаса подойдет жесткая проволока, которая загибается в определенном направлении.

    Изготовив основу, нанесите на нее раствор в несколько слоев, стараясь придать изделию нужное очертания. Для повышения прочности изделий и защиты их от атмосферного воздействия необходимо нанести на скульптуры специальный защитный раствор.

    Крупная садовая фигура, если ее требуется установить на землю, должна стоять на фундаменте, чтобы не проседал грунт. Если садовая скульптура имеет небольшие размеры, просто уплотните грунтовую площадку. Скульптурки, устанавливаемые на лестницы или дорожки, закрепляются при помощи арматуры.

    Бетон особого назначения

    Скульптурный бетон, состав которого долго не разглашался на публике, на самом деле имеет достаточно простую рецептуру. Дьявол, как известно всегда кроется в нюансах, а нюансов в таком материале как бетон для скульптур множество.

    • Всегда используйте качественный высокомарочный цемент проверенных производителей.

    Современный рынок предлагает широкий выбор как производителей цемента, так и ассортимента продукции

    • В качестве наполнителя необходим обогащенный кварцевый песок. Модуль крупности напрямую зависит от размера будущего изделия, которое будет трансплантироваться в садово-парковые ландшафты.

    Модуль крупности песка напрямую зависит от размера будущей скульптуры

    • Не меньшую роль играет пластификатор. Его роль, в зависимости от конкретных условий могут выполнять: моющее средство типа «Фейри», клей ПВА, клей типа Бустилат, целевые модифицирующие присадки.
    • При выполнении работ на плоскостях близких к вертикали полезно добавлять фиброволокно для повышения качества удержания массы на поверхности.
    • Отлить скульптуру из бетона проще с использованием следующей рецептуры: 1 часть цемента марки М-500, кварцевый песок обогащенный — 2,5 части, гипс строительный — 0,25 части, пластификатор из расчета 25 грамм на килограмм бетонной массы.
    • Для придания поверхностной прочности полезно применять метод железнения поверхности, втирания сухого цемента в сырое изделие. Таким способом можно добиться очень высокой водостойкости поверхности и практически зеркального блеска. Скульптура своими руками из бетона, подготовленная таким образом, на порядок увеличивает как стойкость к внешним воздействиям, так и общую прочность поверхностного слоя.

    В качестве информационного бонуса пользователям нашего ресурса мы предлагаем технологию, которая предусматривает изготовление скульптур из бетона, в качестве основной своей массы, однако, сверху такое изделие будет иметь покрытие имитирующее мрамор.

    Такая технология, разработанная специалистами болгарской общины, использовалась до революции 1917 года при изготовлении скульптурных форм, в которые входили и парковые. Совместными усилиями с членом Союза художников Украины, скульптором Василием Боковым, нами проведена технологическая реставрация и удалось восстановить нюансы практически утраченного производства.

    Другие фигуры из бетона

    Если скульптура предполагается небольшого размера, то ее можно изготовить в мастерской, а если планируется большая конструкция – то лучше делать ее на месте установки.

    Такие изделия могут быть разных размеров. Большие вполне заменят на садовом участке скульптуру. Маленькие могут украсить дом или квартиру. Для того чтобы своими руками сделать из бетона интересную форму, потребуются:

    • спрей для бетона. Он стоит дорого, поэтому вместо него можно купить антипригарный спрей для кухни;
    • емкость для формы. Важно: если готовый вазон из формы не извлекается, ее придется разбить. Вот почему не рекомендуется использовать для создания статуй эксклюзивные сосуды;
    • стержень для уплотнения бетона.

    Простые технологии изготовления мало отличаются от предыдущей. Форму взбрызгивают антипригарным спреем, заливают раствором, утрамбовывая его металлическим прутом так, чтобы вышли все воздушные пузырьки. После высыхания вазон извлекается из формы и раскрашивается. Отлично смотрятся вазоны, выполненные в форме скульптур. Для их производства в качестве форм можно использовать фигурные пустотелые сосуды: пластиковые или стеклянные бутылки разных форм.

    Рождение богов

    Вот о чём Василий Алексеевич, собственно, поведал.

    Из грязи в князи

    Недра нашего края хранят в себе и залежи первоклассного каолина, белой глины с уникальными характеристиками.

    Каолинитовая глина очень и универсальное и ценное сырье

    Основу наружного слоя такой фигуры составляла так называемая шамотная масса. Смесь равных частей тщательно очищенной, выдержанной и созревшей в расстоечных ямах каолиновой глины и шамота.

    Такой мелкой, с гречишное зерно, обожженной глиняной крупы. В современных условиях роль шамотной массы может с успехом отыграть просеянный бой огнеупорного шамотного кирпича. Крупная, в рост человека фигура была не цельной, а состояла из нескольких сегментов.

    Держим форму

    Под эти составные части мастерами-модельщиками производились выбоечные формы, досконально повторяющие все детали будущего изделия. Работа, если и не ювелирная, то, как минимум, высококвалифицированная. В наш технологический век в вопросе, как отлить скульптуру из бетона, мы можем использовать массу современных технологий, к примеру, литье формы из компаундов с достаточными прочностными показателями.

    Однако более века назад все было несколько сложнее. Форма была многоразовой и являлась основой всей будущей производственной серии. Готовые выбойки подготавливались к работе с шамотом в несколько этапов: очистка, циклёвка, пропаривание.

    Только после всех этих обязательных и в чём-то, магических процедур, в них заливалась подготовленная вязкая и пластичная масса, которой ещё предстояло, как следует устояться, и выдавить воздух из поднутрений. Если пазухи получались массивными, то выдавливание воздуха обеспечивалось через предварительно просверленные отверстия малого диаметра. Как делать их, в каком количестве решалось путем практического опыта на конкретном изделии.

    Крещение огнем

    После этого для будущего шедевра наставал черёд испытания огнём. Самая, пожалуй, ответственная часть процесса. Горновая печь для обжига была довольно специфическим сооружением и по большому счёту представляла собой домну в миниатюре.

    Примерно в таких печах китайцы, в своё время, под чутким руководством председателя Мао осваивали азы металлургии чуть ли не в каждом дворе по всей Поднебесной. В современных условиях роль инструмента для обжига отлично исполнит муфельная печь достаточного объема. Температура обжига частей изделия была сугубо индивидуальной, подбиралась конкретным опытным путём и колебалась в пределах совсем нешуточных 900-1200 градусов. Прокаленный и запечённый по всей глубине массив заготовки, потом в той же печи медленно и остывал для снятия возникших в таком адском огне внутренних напряжений.

    При всём опыте и умении повелителей огня процент брака на этой по-настоящему горячей стадии был очень высок от 25 до 40 процентов заготовок. В наше время с учетом возможностей контроля за температурой на всех стадиях, получить выход качественных изделий несравненно проще.

    Заливаем бетон

    Далее наставал черёд кропотливого сбора остывших заготовок в единое и прекрасное целое. Для этой работы люди подбирались с точными движениями и крепкими нервами. Чего только стыковка и разделка швов стоила.

    Поскольку, полученная таким образом керамика оставалась достаточно хрупкой и чувствительной к внешним воздействиям, в пустоты фигуры, для монолитности, заливалась смесь из цемента и тщательно промытого мелкозернистого кварцевого песка.

    Наводим глянец

    После того, продолжает раскрывать болгарские тайны Василий Алексеевич, как усиленное цементно-кварцевым раствором изделие выстаивалось 3 недели, над ним совершали последний волшебный штрих. Глянцевали поверхность мудрёной восковой смесью.

    И лишь тогда, после этого последнего производственного аккорда, благородно сверкающее чудо упаковывалось в полноразмерный чехол, заполненный мягкой древесной стружкой и обрезками материи, и со всеми почестями направлялось на рессорном дилижансе на постоянное место жительства. К благодарному и нетерпеливому заказчику.

    Применение различных окрашивающих пигментов позволяет получать самые разнообразные цвета и оттенки

    Изготовленная с такими головокружениями скульптура стоила, безусловно, дорого, но смотрелась солидно и при минимальном, но обязательном уходе, была достаточно долговечна. К тому же цена такой фигуры была на порядок ниже мраморной.

    В её присутствии даже достаточно заурядный помещичий парк приобретал неистребимый дух импозантности, а приукрашенная ею же коммерческая контора, без лишних слов напоминала посещающим её клиентам о серьёзности и основательности заведения. Отличной альтернативой эрзац-мрамору и глазурованным изделиям такая технология изготовления скульптур из бетона будет и в наше время.

    Хранитель своими руками

    Еще одной простой скульптурой является хранитель. Его просто сделать, следуя инструкции. После окончания работ можно покрасить скульптуру под природный камень.

    Если работа с проволочным каркасом кажется кому-то слишком сложной, можно пойти другим путем. На участке или в парке будет прекрасно смотреться Хранитель, по своим очертаниям напоминающий статуи на острове Пасхи. Сделать его несложно. Для того чтобы своими руками сделать фигуру, потребуются:

    • песок;
    • раствор;
    • ведро без ручки;
    • мелкая сетка;
    • круглый пластмассовый контейнер, свободно проходящий в ведро;
    • прямоугольный брусок пенополистирола;
    • арматурная проволока;
    • краска.

    Сначала ведро плотно – в два слоя – обматывают сеткой. Она хорошо держится, но для прочности сетку можно обмотать проволокой. На проволоку крепят куски пенополистирола, имитирующие черты лица: нос и губы. Если вырезать их из одного куска не получится, то стыки между деталями стоит заполнить обычной монтажной пеной. Она должна полностью высохнуть. Снова обматывают будущую фигуру двумя слоями сетки. Все детали должны быть абсолютно неподвижными. Теперь поверх сетки можно наносить раствор. Как и в предыдущем методе, сначала формируются общие очертания и только в конце – мелкие детали. Если после высыхания появляются швы, их подчищают при помощи строительного ножа. После полного высыхания статуя, изготовленная своими руками из цемента или бетона, должна быть окрашена. Хранителя можно раскрасить под цвет натурального камня (как на острове Пасхи), нанося последовательно несколько слоев серой или любой другой краски. Таким же способом из бетона можно изготовить своими руками и других персонажей. Сделанные с любовью, они не только украсят участок, но и продемонстрируют креативность и умение их создателя.

    Скульптор по-современному: не режем, а льем

    Как сделать скульптуру из бетона, но куда по более простой и упрощенной технологии, можно посмотреть на видео в этой статье.

    В то же время необходимо отметить, что как таковая, универсальная инструкция на все случаи жизни не существует. Очень многое познается с опытом, очень многое не раскрывается специалистами, поскольку информация технологического характера часто составляет коммерческую тайну.

    Даже такие мероприятия, как скульптура из бетона мастер класс, очень часто не раскрывают тонкостей производства таких изделий. Особенно если основной канвой темы выступают не хоббийные увлечения и сказочные персонажи, а основой основ встает вопрос, как заработать на скульптурах из бетона.

    Удаление материала

    Метод удаления может быть применен практически к любому материалу, и это классический подход, используемый для деревянной скульптуры, каменной (наиболее распространенным материалом является мрамор, а так же гранит) и даже для металлов, отлитых в слитки. Тотемные столбы являются прекрасным примером деревянных скульптур, тогда как древние греки и римляне использовали мрамор.

    Скульптуры из дерева

    Древесину относительно легко обработать стальным инструментом. Современные технологии помогают нам быстро обработать дерево с помощью токарных или ЧПУ станков. Потом художник мог проработать детали и довести поверхность вручную. Недостаток древесины в маленьком сроке службы по сравнению с другим материалом, но в некоторых моментах старение может добавить привлекательности.

    Мрамор

    Материал (который по существу является карбонатом кальция) сложный для обработки. Учитывая ценность материала, большинство скульпторов создавали глиняные модели, затем предформы, и пытались находить правильные пропорции и текстуры, прежде чем начать работу с куском мрамора.

    Современные технологии помогают нам обработать формы машинами с водяными струями (универсальные и медленные), либо алмазными инструментами (менее универсальные и быстрые). Это мягкий камень, с ним легче работать, чем с остальными. У мрамора широкий спектр доступных цветов.

    Мрамор долговечен, но не слишком и растворим в воде. Никогда не делайте фонтаны из мрамора или травертина

    Гранит

    Материал, который гораздо труднее обработать, чем мрамор благодаря устойчивости к истиранию и абразивной структуре. При работе с камнем единственной альтернативой является абразивная резка и обработка. Скульптура из этого материала прослужит очень долго. Материал устойчив к климатическим изменениям и воде, но он гораздо дороже мрамора. По всему миру есть карьеры, где добывают гранит, и разнообразие этого материала впечатляет. Современная обработка выполняется алмазным инструментом.

    Металлы

    Практически любой металл может быть обработан из слитка. Это обычный способ изготовления статуй из титана, никелевых сплавов, стали, меди, бронзы, латуни, серебра, золота. После литья металл можно деформировать процессом ковки, а затем доработать вручную. Высококачественные компоненты для критически важных применений обычно кованые, термически обработанные для формования на ЧПУ. То же самое можно сделать и для статуи. Если у Вас есть деньги, что бы позволить себе это. Представьте себе красивую статую титана. Практически бессмертный, блестящий и со слегка желтоватым блеском.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: