История русского ландшафтного дизайна.

8 августа, 201729 июня, 2021 Admin

Ландшафтный дизайн становится все более популярным не только среди владельцев особняков, но и у садоводов любителей. Сделать свои несколько соток уютными, элегантными, а вместе с тем практичными, бывает довольно трудно. Самой тяжелой задачей порой становится определиться с идей дизайна участка. Вдохновение для ландшафтного дизайна сада можно найти в русских усадьбах XIX века.

  • 1 Русские усадьбы XIX века как источник вдохновения
  • 2 Дача в русском стиле
  • 3 Русское кантри в интерьере и ландшафтном дизайне
  • 4 Как не создать подделку под русский стиль
  • 5 Современный стиль «русская усадьба» в ландшафте
  • 6 Реконструкция заброшенного сада
  • 7 Цветник в стиле кантри 7.1 Похожие статьи

Русские усадьбы XIX века как источник вдохновения

XIX век в России ассоциируется с легкой роскошью, перед глазами предстают картины неспешно прогуливающихся господ в тени зеленных аллей парков. Зачастую, такие парки примыкали к территории дворянских усадьб. Начавшееся в конце XVIII века увлечение ландшафтным дизайном, в XIX веке оно переросло в отдельную ветвь искусства. Несмотря на то, что территориально Россия охватывает множество климатических зон, ландшафтным архитекторам того времени удавалось создавать великолепные парки и сады. Любая приусадебная площадь была поделена на зоны: для прогулок, для отдыха, для работы.

Стиль Русская усадьба

В основе русского дизайна изначально был заложен регулярный стиль, то есть все элементы имели четкие границы и правильные формы. Такая стилистика была взята из Европы и сочетала в себе различные архитектурные эпохи: от барокко до эпохи возрождения. И лишь в XIX веке в Россию пришла восточная мода на пейзажный ландшафт. В то время дизайн стал меняться, растения высаживались таким образом, чтобы казаться частью природы, слегка небрежно, но абсолютно гармонично.

Очень популярными среди зажиточных господ были пруды разных размеров и назначений. Обязательным атрибутом дизайна сада являлись выложенные дорожки, которые проходили под сводами деревьев и вели к самому дому. Соединение жилья и участка осуществлялась с помощью постройки террас или беседок. Такие сооружения делались просторными и светлыми, чтобы в них можно было проводить время без суеты.

Несмотря на то, что русский стиль позаимствовал много идеи из других культур, у него есть своя индивидуальная черта. Еще в XIX веке на приусадебных участках отводили полезную площадь. На ней выращивались сезонные овощи. Также появилось такое понятие как «аптечный огород» — небольшой участок, на котором высаживались целебные травы.

Длительное время русский стиль не рассматривался современными дизайнерами как отдельное направление в создании ландшафтов. Когда архитекторы и проектировщики садов обратили на него внимание, они нашли множество интересных идей для сада и начали применять их в практике

Дом и сад в русском стиле

Российские сады и парки: историческая прогулка

Пятнов П.В.

Садово-парковое искусство — один из наиболее сложных, многоаспектных видов искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии, религии и философии. Как пространства, осознанно организованные с учетом психологии восприятия, сады всеми видами воздействия регулируют направление и скорость нашего передвижения, программируют содержание и смену впечатлений и эмоций. Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические образы. Как одухотворенные создания человеческого разума, парки насыщены философско-символическим смыслом. Поэтому сады, изобилующие красивоцветущими, благоухающими, сладкоплодными деревьями и кустарниками, заставляют резонировать все наши чувства и сами как будто откликаются на наше настроение и состояние души.

Насаждение садов всегда было тесно связано с религией. С древних времен сады и растения посвящались богам.

Сохранилось множество красивых легенд, рассказывающих об отношении к растениям в Древнем Египте, в античных Греции и Риме, в Средние века и объясняющих символику растений и религиозный подтекст самого сада. На протяжении всей истории человечества сады и парки ассоциировались с божественными проявлениями. В зависимости от мировосприятия человека, диктуемого эпохой, сады становились то замкнутыми, маленькими, аскетичными и утилитарными (в эпоху Средневековья), то превращались в сады «наслаждений» (в эпоху Возрождения), то вырастали в огромные садово-парковые ансамбли, объединявшие все виды искусства (классицизм, барокко и др.).

Каждая эпоха выдвигала свои художественные стили и приемы. В садово-парковом искусстве набор приемов и элементов с течением времени оставался почти неизменным, менялись лишь сочетания и расположение в пространстве, а их восприятие всегда соответствовало общественному мировоззрению. «Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с «эстетическим климатом «эпохи».

Характеризуя специфичность произведений садово-паркового искусства, академик Д.С. Лихачев писал, что всегда существовало представление о том, что «истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению, но и вкусу… слуху… обонянию… ощущениям…» [1].

Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени «садовый быт». В разные времена он был разным. Сады создавались для ученых бесед, размышлений, поэтических мечтаний, молитвенного или философского уединения, романтических прогулок, официальных приемов и празднеств. Организация, а затем и «потребление» столь сложной среды требовали квалифицированных знаний, а также художественного воображения. Поэтому садово-парковое искусство было объектом пристального внимания художников, архитекторов, литераторов, музыкантов. Взаимосвязь садоводства и живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих видов искусства. Одна из традиционных связей выражалась в стремлении живописцев запечатлеть реально существующие сады и парки. Изучение истории садово-паркового искусства в значительной степени опирается на этот материал. Так о древних садах Египта, Вавилона, Ассирии мы знаем по сохранившимся изображениям. Многие замечательные художники, скульпторы, архитекторы принимали участие и в создании садов и парков.

Каждая эпоха своими устоявшимися эстетическими принципами и техническими возможностями также накладывала отпечаток на формирование своего комплекса правил, приемов, способов, определяющих в целом внешние черты сада или дворцово-паркового ансамбля.

В разнообразии исторически сложившихся стилей четко просматриваются два основных направления: регулярное (геометрическое) и пейзажное. В планировке регулярного сада используются симметрично расположенные геометрические фигуры: прямоугольники, ромбы, треугольники, круги. Такой принцип характерен для древних садов Востока, Греции и Рима, садов Средневековья и эпохи Возрождения, французских парков XVII века, садов и парков России конца XVII — первой половины XVIII века.

Пейзажное направление отличается использованием плавных линий в планировке сада, повторяющих изгибы дорог, неровности местности, а также свободными контурами водоемов, лужаек, полян. К данному стилевому направлению относятся сады Китая, Японии, ряда других восточных стран, пейзажные парки Европы и России XVIII — начала XIX века, садово-парковое искусство Европы, России, Америки конца XIX — начала XX века.

Однако нередко в садах и парках одного стилевого направления присутствовали элементы другого. Подобное смешение стилей особенно характерно было для европейских парков, создаваемых в XIX-ХХ веках. Оно символизирует собой картину мира, в которой человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.

Д.С.Лихачев отмечает, что сад воспринимался как большая книга, как учебное помещение, своего рода «классная комната». Сад был всегда «действующим», В этом его разительное отличие от архитектурных сооружений, которые часто ценны сами по себе.

Существует два типа семантики садов. Первый тип значения садов может быть почти адекватно выражен или объяснен словами. Это различные аллегории символы определенных событий, персонажей или богов, обычно выражаемые в скульптурных или архитектурных композициях. Второй тип — это отражение определенного понятийно-стилистического строя посредством элементов садового искусства.

Начало декоративного садоводства на Руси относится к глубокой старине. В V в. до н. э. греческий историк Геродот упоминал о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Летописец Нестор в XI в. описывает яблоневый сад Киево-Печорского монастыря, основанного в 1051 г. Ярославом Мудрым. В IX в. появились сады в Киеве, Курске, Орле, Туле. Во второй половине XII в. Андрей Боголюбский заложил в 11 км от Владимира, при слиянии рек Нерли и Клязьмы, один из первых садов того времени. Этот сад служил своеобразным образцом при создании садов в Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и других городах.

До XVI в. в средневековой России были распространены монастырские сады, где разводили цветники. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья.

Монастырские сады были трех видов: хозяйственные, те, что помещались в ограде монастыря и служили как бы образами рая, и те, что помещались чаще всего за монастырской оградой и связывались с представлениями о священных рощах [2].

В Москве садоводство стало развиваться с начала XIV в. на склоне Кремлевского холма, у Москвы-реки, был устроен сад митрополита Алексея. В грамотах XV в. упоминаются московские сады: Глебков, Макарьевский, Терехов, Гальтяевский, Чичагов, сады на р. Неглинной. На Годуновском чертеже Москвы обозначен «Государев Красный сад». Большое внимание развитию декоративного садоводства уделял царь Иван III. В истории известны случаи, когда на месте зданий и сооружений создавались сады. Так, в 1495 г. Иван III приказал снести церковь и здания, стоящие против города на правом берегу Москвы-реки, и на этом месте устроил великолепный сад, существовавший до конца XVII в. под названием Царицына луга.

В XVI в. на южном склоне Кремлевского холма находились Верхний и Нижний сады. В том же столетии возникли получившие широкую известность своими цветниками и эффектными прудами «Крутицкие вертограды», устроенные митрополитом Павлом. Крутицким. К этому же времени относится возникновение садов: Прозоровского – на Пресне, Долгорукова – под Новодевичьим монастырем, Лопухиной – в Хамовниках, Архарова – в Сущеве, а также Преображенских садов. Кроме того, были известны подмосковный Кудринский патриарший сад, Троице-Сергиевский, Воробьевский, Московско-Донской, Новоспасский.

Из дворцовых садов в XVI в. в Москве были известны: сад на правом берегу р. Неглинной, между Троицкими и Боровицкими воротами, другой – за р. Москвой, напротив Кремля, третий – на Воронцовом поле на р. Яузе. Были сады и в Кремле.

Иосафат Барбаро — венецианский дипломат, путешественник и государственный деятель в описании путешествия в Россию в середине XV в. упоминает о рощах, которые окружали Кремль. Всего по переписи 1701 г. только дворцовых садов в Москве и под Москвой было 43. Еще в 1635 г. специально для детей царя Михаила Федоровича был устроен сад у Теремного дворца. В Кремлевском дворце также существовало несколько «верховых» – комнатных садов, получивших за свою красоту название «красных». Особенно славились Верхний и Нижний набережные сады. Верхний сад устроил в 1628 г. садовник Назар Иванов. В XVII в. красные сады получили широкое распространение в боярских усадьбах и в усадьбах высшего духовенства.

В этот период в Москве существовал Аптекарский сад. Он занимал часть территории нынешнего Александровского сада. Самым крупным культурным садом во времена царствования Алексея Михайловича были сады в Измайлове.

Измайловские сады были одновременно творением садовников, зодчих, плотников, резчиков, живописцев, мастеров «водовзводного дела». Сохранившиеся чертежи ХУП в. Аптекарского, Проснянского и Виноградного садов наглядно иллюстрируют, что все они разбивались по предварительно составленным планам и имели регулярную планировку. Характерными элементами их композиции являлись вписанные друг в друга квадраты, прямоугольники, круги, а сеть радиальных и периметральных дорожек превращала сады в загадочный лабиринт, скрывающий от любопытных глаз уютные площадки с расписными теремками, скульптурными фонтанами, ковровыми цветниками.

Садовники словно стремились ошеломить зрителя богатством растительного мира. В соседстве с экзотическими травами и цветами намеренно высаживали будничные кусты смородины и крыжовника, а рядом с «сарскими» грушами, черносливом, колосилась рожь, пшеница, овес, гречиха [3].

Из числа сохранившихся дворцово-парковых ансамблей Москвы наряду с Измайловым следует назвать Коломенское. О нем упоминалось еще в 1328 г. в завещании Ивана Калиты. В XVI в. в царствование Василия III, а затем — при Иване Грозном в Коломенском велось большое строительство. На высоком берегу Москвы-реки создан обширный парк регулярной планировки.

В ХVI в. Москва буквально утопала в зыбкой зелени садов, перемежавшихся многочисленными рощами, лугами, пустырями… Русские люди смотрели на сад (не у каждого большой и красивый) как на хозяйственную часть подворья, доставляющую и «слетье» (плоды), и овощи, и рыбу, и мед и тут же служившую для мытья, купанья, полосканья и пр. В смысле сада, т.е. ради прогулки, у них все еще оставался любимым местом лес, а для игрищ – лужайки, каковых, по свидетельству шведского посланника Петрея, в Москве было немало [4].

И в других старинных русских городах были зеленые насаждения общественного пользования, преимущественно в виде бульваров. По описанию Карамзина, в Новгороде, на Славковой улице, в 1469 г. были высажены тополя. Однако «допетровские сады» не несли какой-то художественной идеи, они были в большей степени ориентированы на практическую сельскохозяйственную деятельность.

Первая половина XVIII в. – одна из ярких страниц в истории России и одновременно период необычайного подъема декоративного садового искусства. Время Петра I принесло огромные перемены в жизнь России. Именно при Петре I были заложены парки в Петербурге, получившие мировое признание как непревзойденные образцы садово-паркового искусства. К ним относятся: парки Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума, Летний сад и др.

Летний сад, Санкт-Петербург

Побывав во Франции, Голландии и Германии, Петр I увлекся созданием садов и парков и в начале XVIII века. в России создаются и первые в мире публичные сады.

Ансамбль Летнего сада и дворца — самый ранний в Санкт-Петербурге. Его возникновение связано с победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией. По указу Петра I на выбранном им месте и по его плану в 1704 г. стали создавать Летний сад. Здесь работали известные архитекторы, Н. Микетти, Ж., Б. Леблон, И. Матвеев, М. Земцов и др.

Летний сад был разбит по образцу регулярных садов XVIII в. с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами. В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. Известно, что в петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

Постепенно Летний сад утратил свой первоначальный облик, но и поныне сохранилась его регулярная планировка и ценнейшая садово-парковая мраморная скульптура работы итальянских мастеров XVII-XVIII вв.- П. Баратта, Д. Боцацца и др. Это самое старинное в нашей стране собрание садовой скульптуры. Подбор тематики мифологических статуй не был случаен — образы античных богов и героев иносказательно передавали идеи государственной и преобразовательной деятельности Петра I.

Украшением Летнего сада со стороны Невы является и всемирно известная решетка, выполненная в1784 г. по проекту архитектора Ю. Фельтена — строгая, стройная, с позолоченными орнаментальными украшениями и гранитными колоннами.

Количество дворцов, построенных для Петра I весьма велико и характерно, что все они были окружены садами и парками, которые в основном создавались европейскими зодчими. Очевидно, он не мыслил дома без зеленого окружения. Даже при путевых дворцах, предназначенных только для кратковременного пребывания, закладывались сады. Известно, что в 1719 г. Петр I украсил скульптурами сад около своего дома в Воронеже, а позже устроил сад с бассейнами и «перспективными» аллеями при путевом дворце в Петрозаводске [6].

При Елизавете Петровне продолжается дальнейшее развитие и совершенствование усадебной культуры, в которой парки были одной из важных составляющих. С именем императрицы связан сравнительно короткий по времени мир архитектуры, именуемый «елизаветинским барокко». При Екатерине II наступил «золотой век» садово-паркового искусства. В XVIII в. в Петербурге, Москве и других городах России, а также в помещичьих усадьбах создавались великолепные сады, получившие широкую известность Юсуповский парк в Архангельском, Голицынский – в Кузьминках, Шереметьевские парки в Останкино и в Кускове, парк Разумовского в с. Петровском и многие другие.

Исследователи выделяют три последовательных этапа в русском регулярном паркостроительстве ХVIII в. В течение первых двух десятилетий идет становление нового стиля, но этот процесс локализуется только в Петербурге и его окрестностях и представлен главным образом крупными царскими дворцово-парковыми резиденциями. В 30-40 гг. происходит дальнейшее развитие той же тенденции, но при этом расширяются социально-географические рамки строительства парков нового типа, они создаются в Москве и провинциях. Меняется характер художественного оформления ансамблей, он становится более торжественным и пышным. Эти тенденции еще более очевидны на третьем этапе, предшествующем резкой смене регулярного стиля на пейзажный. Регулярные «французские» сады, как проявление «искусственности», отвергнуты и почти повсеместно переделываются в «английские» т.е. пейзажные, которые строятся как бы в подражание самой природе и олицетворяют собой идею «естественности»[8].

Садово-парковое искусство всех трех этапов в России берет свое начало в европейской культурной традиции по-своему осмысляя и перерабатывая ее. В то же время именно во второй половине ХVIII в. можно говорить о появлении уникальных собственно русских садов и парков. Одним из примеров этого интереснейшего явления. является город Богородицк, расположенный в современной Тульской области РФ.

Основанный в 1660 г. по инициативе царя Алексея Михайловича как оборонительный рубеж и как один из пунктов расширения запашки с целью создания новой хлебородной царской волости Богородицк в ХVIII в. был скромным захолустным городком. Но пришедшая к власти в 1762 г. Екатерина II заинтересовалась Богородицком и 13 января 1765 г. подписала указ, по которому Богородицк со всеми прилегающими к нему селами и деревнями, а также купленной и присоединенной к ним волостью Бобрики передавался из Конюшенного ведомства в особое правление генерал-поручику сенатору князю С.В.Гагарину. Так бывший уездный город стал центром принадлежавших Екатерине волостей.

В том же году императрица подарила Богородицкую и Бобриковскую волости своему побочному сыну от графа Г.Г.Орлова. Это и было главной, не разглашаемой до времени причиной всех преобразований, которые претерпели город и уезд. Сына Екатерины и Орлова звали Алексеем Григорьевичем Сицким, но в 1775 г. он стал называться Бобринским (очевидно по названию одной из полученных им волостей). Впоследствии император Павел признал его своим братом и присвоил ему графский титул. Тогда А.Г. Бобринский был введен во владение волостями, которые до этого принадлежали ему лишь номинально, фактически оставаясь за императрицей.

С 1760-х гг. Богородицк и его волости стали предметом особого внимания властей. Главной заботой было создание дворцово-паркового ансамбля, действительно достойного его будущего владельца. Проект Екатерина II поручила разработать тогда молодому, но подающему большие надежды зодчему Ивану Егоровичу Старову[9].

Проект дворца в Богородицке был одной из его первых работ. Он был выполнен в стиле классицизма и получил одобрение императрицы. Композицию дворца отличает сдержанность, простота и рациональность. Здание компактно расположено на возвышенном левом берегу реки Уперты, на остатках земляных валов старой крепости.

Летом 1776 г. против территории, выбранной для усадьбы, был вырыт большой овальный пруд, а реку чуть ниже по течению перекрыли плотиной. В результате искусственно созданная водная гладь, в которой отражались дворец и разбитый позднее парк, придавала ансамблю еще большее величие и масштабность. От дворца в сторону пруда спускалась широкая лестница. С восточной стороны здания лежал замкнутый со всех сторон двор с башней-колокольней над въездными воротами.

Одновременно со строящимся дворцом была заложена каменная Казанская церковь по проекту выполненному тем же Старовым. Специалисты считаю ее одним из самых примечательных храмов, выполненных в стиле раннего классицизма. Проектируя дворцовое пространство надо было подумать о парке. Обычно парки закладывались одновременно со строительством дворца, но с созданием парка в Богородицке запаздывали, так как не было подходящего для него проекта.

Архитектор Старов предложил план небольшого регулярного сада, но он никак не соответствовал размерам грандиозной усадьбы. К тому же регулярный стиль стал вчерашним днем и никак не отвечал духу времени. Так как уже начали создавать парки в натуральном или пейзажном вкусе. Специалистов способных создать в России такой парк было не много. Но по счастливой случайности один из них оказался в Богородицке.

В 1776 году новым управляющим Богородицкой и Бобриковской волостями стал Андрей Тимофеевич Болотов — уникальнейший энциклопедист, ученый-естествоиспытатель, ставший основоположником отечественной агрономии, один из пионеров отечественного лесоводства, писатель и талантливый мемуарист, прославившийся своими замечательными записками «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков». Вместе с тем Болотов еще и неутомимый просветитель, талантливый хозяйственник и администратор, поражающий широтой своих интересов. Он был также замечательным ландшафтным мастером, много лет пропагандировавшим садово-парковое искусство в России, призывая предавать ему национальные черты [10].

Оказавшись в Богородицке, Болотов в первую же весну по приезде разбил небольшой регулярный сад при управительском доме. Затем принялся за окрестные леса, которые хотел сделать более красивыми и удобными для прогулок. В волостном и Болоховском лесах он велел проделать звездообразно расходящиеся просеки. В близлежащем молодом бесхозном леске Болотов решил создать особого рода парк. В нем было проложено 8 широких аллей для проезда экипажей. Они лучами расходились от вершины холма, и в конце каждой открывался какой-либо удивительный вид: на дворец, на церковь, на пруд. Внутрь занятых лесом клиновидных участков между аллеями углублялись извилистые тропинки. Они вели к какой-нибудь красивой площадке, которые все были разной величины и очертаний. Тут стояли живописные группы деревьев или отдельные деревья, кронам которых предавалась необычная форма. Иногда площадки украшались вырезанными в дерне фигурами. Привлекали сделанные из снятого дерна диваны. Лесок вскоре получил название Цецериной рощи, по имени Цицеры, древнеримской богини плодородия.

В роще скоро побывал наместник калужской и тульской губерний генерал М.Н.Кречетников, в ведение которого были переданы волости императрицы. Он одобрил творение Болотова и вскоре предложил ему создать большой парк в усадьбе. К его созданию Болотов приступил весной 1764 г. В его распоряжении был безлесный дворцовый холм, обрывающийся к большому пруду – голое, скучное место, но в короткое время оно преобразилось до неузнаваемости: зазеленели насаждения, открылись солнечные поляны, засеребрились зеркала прудов. Все деревья и кустарники были местных пород – к чему Болотов всегда призывал строителей парков. Он посадил клен, осину, сирень, рябину, дуб, ветлу, акацию.

Главным украшением всякого парка всегда была вода. Притом искусственным прудам, ручьям, водопадам старались, согласно правилам натурального стиля, придать как можно больше естественности.

Парк создавался на высоком, лишенном каких-либо водных источников месте. Болотов отыскал в окрестностях ключи, от которых к склонам дворцовой горы провел водопады, внешне совершенно не отличавшиеся от натуральных ручьев. Вода наполнила выкопанные пруды, которые выглядели тоже как естественные, живописные озерца – с изрезанной береговой линией, островками, полуостровками. На некоторых он высадил березовые рощицы. Одетые зеленью берега были то низкие, то в виде холмиков с каменистыми осыпями. Другая система прудов была устроена в так называемой Эхонической долине, ограничивающей холм с севера. Здесь пруды цепочкой спускались к Большому пруду и вода с приятным шумом переливалась из одного в другой.

В некоторые пруды Болотов запустил форель и карпов, специально отловленных в московских Пресненских прудах. Рыбы развелось столько, что он снабжал ею четыре окрестных уезда. Кроме того, был устроен романтический каскад, уступами падавший с крутого склона горы. Для этого надо было соорудить небольшой шлюз, получавший воду из находившегося над ним пруда, а также, в целях достижения той же «естественности» превратить склон в подобие горного утеса, для чего потребовалось, привезти огромное количество камней… Водопад получился внушительный.

В склоне дворцового холма, обращенного к Большому пруду, нашли отложения песков, которые образовали плотный монолит. Пески были разноцветные, редкой красоты – в розовых, красных, желтых, кофейных, зеленоватых полосках и крапинках. Болотов приказал прорубить в них коридоры и комнаты, проделать окна. Взору посетителя представлялось внутри необыкновенное зрелище. Вход в пещеры был отделан под развалины некоего древнего здания. Перед крыльцом валялись обломки колонн и других архитектурных деталей. «Руины», большей частью создаваемые искусственно, были тогда в моде. Парк очень оживляли разные садовые постройки. Имелся каменный павильон, сооруженный тульским архитектором Л.С.Сокольниковым. Здание стояло на высоком цоколе, было круглым в плане. Гладкие стены прорезали высокие прямоугольные окна, а над ними – круглые. Узкие простенки украшали пилястры. Павильон был увенчан световым фонарем цилиндрической формы. По указанию Болотова Сокольников вычертил беседку-ротонду с восемью колоннами, поддерживающими купол, а тульские столяры ее изготовили. На островках, берегах прудов- всюду были расставлены скамейки, по тогдашнему «сиделки», причем так, что отдыхая, можно было любоваться одним из уголков парка. Андрей Тимофеевич создал несколько совершенно оригинальных сооружений. На месте погребной ямы он сделал грот. В яму опустили четырехугольный сруб. Снаружи его прикрыли землей и устлали дерном. На полученный холмик поставили мраморную статую. Внутри стены и свод оштукатурили. В штукатурку вставили позолоченные и посеребренные раковины, истертую слюду, битое стекло, а также осколки зеркал. Этим украшениям придали вид ваз, гирлянд, бус. Сделали сиденья.

В грот вели две стеклянные двери, напротив которых были устроены фальшивые. В них вместо стекол вставили зеркала, что создавало поразительный эффект. Входящий в грот видел двигающегося навстречу человека. Не всякий сразу узнавал самого себя, и не понимая, что перед ним зеркало, снимал шляпу и раскланивался, а окружающие хохотали. В куполе грота имелся световой фонарь. С помощью нескольких особым образом расположенных зеркал Болотов соорудил устройство наподобие перископа, так, что, сидя внутри, можно было наблюдать за тем, что находилось снаружи. Видны были и город, и пруд, и ближайшие участки парка.

Долину севернее дворцовой горы очень украсил павильон, состоявший из двух срубов и соединяющей их арки. В одном устроили купальню, в другом – беседку для отдыха. Стенки срубов снаружи обшили тесом и раскрасили под дикий камень. Здание вместе с находившимся рядом каменным мостиком придало немало живописности этой части долины. Но главное было в другом. Дощатая обшивка павильона в сочетании с круглыми склонами неширокой долины обладала необычайными акустическими свойствами. Эхо четко повторяло слова, сказанные кем-либо с определенного ипритом одного единственного места на расстояние 80 шагов.

Любил Болотов создавать обманные постройки. Хорошо зная законы перспективы, он из дешевых подручных материалов – дранки, теса, песка – возводил бутафорские сооружения, которые с большого расстояния казались развалинами старинного монастыря или башни и т.д. И только вблизи обнаруживалось, что это на самом деле. Богородицкий парк согласно замыслу его создателя представал перед посетителем как ряд разнообразных «картин» или «сцен», сменяющих друг друга в заданном мастером порядке [11]. Богородицкий парк поразил современников, в нем было много удивительных «затей», фантазий и неожиданных архитектурных и ландшафтных решений.

Болотов, умело используя архитектурные сооружения, создал уникальную картину. Здание дворца определяет градостроительную архитектурно – ландшафтную композицию Богородицка. От пяти пар окон центральной его части, которые выходят на реку Уперта на ее левом берегу на правом — берут начало пять лучей-улиц, которые были названы в честь императрицы и других членов царской фамилии: центральная – Екатерининской, находящиеся справа от нее – Павловской и Александровской, по именам сына-царевича и старшего внука царицы, а проложенные слева – Мариинской и Константиновской, по именам ее невестки и второго внука. Слева за дворцом – возник уникальный парк.

Подобная организация пространства создает единый градостроительный и дворцово-парковый комплекс! Но самым главным является то, что парк Богородицка можно без преувеличения назвать первым русским национальным парком, который ни в чем не уступал лучшим паркам европейских ландшафтных мастеров.

Литература:

1. Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., Наука, 1982. С.9.

2. Там же. С.45

3. Измайлово, М.,«Росреставрация», 1989.С.472.

4. Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. СПб.,1896. с.154-163.

5. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., Наука, 1988.С.36

6. Там же. С.46

7. Там же. С.65

8. Там же. С.81

9. Кючарианц Д.А.Иван Старов.Л.,1982.

10. Бердышев А.П. Андрей Тимофеевич Болотов. М., Агропромиздат, 1988.

11. Богородицк /Авторский коллектив под общей редакцией Проненкова А.Н./ Тула., Изд. Дом «Пересвет», 2002. С.15-22.

12. https://www.bogoroditsk.ru/park1.htm

13.https://palace-museum-park.ru/index.php/ru/

Дача в русском стиле

Появление такого понятия как дача – один из последних витков в развитии русского ландшафтного дизайна. Чтобы применить русский стиль в саду, не обязательно быть обладателем дачного участка в гектар. Все главные идеи данного направления в дизайне можно гармонично расположить на нескольких сотках дачной территории. К основным зонам русского стиля можно отнести:

  • Главным элементом всегда является дом. Именно от него идет центральная дорога сквозь другие элементы дизайна.
  • Парадная часть сада. Здесь традиционно располагаются клумбы с цветами: в XIX веке популярность имели гиацинты и тюльпаны.
  • Обязательно наличие зоны отдыха. Здесь можно построить небольшую беседку.
  • Традиционной чертой русского стиля является зона огорода. На дачах конца XX века огород стал занимать практически всю площадь участка.
  • Палисадник. На территории этой зоны можно высадить деревья и выложить дорожку.
  • Хозяйственная зона.

Каждый элемент в русском стиле несет в себе дизайнерскую нагрузку, можно выделить несколько основных черт: пергола, бордюры из живой изгороди, малые архитектурные формы, дорожки, выложенные в нестрогой линии.

Стиль Русская усадьба

Для сада можно выбирать как однолетние растения, так и многолетние. На территории перед домом обычно высаживаются однолетние цветы в клумбах. Хорошо подойдут нарциссы, тюльпаны, ноготки, астры. Такие цветы, высаженные в хаотичном порядке, зададут тон дому, а также, зрительно расширят площадь.

Интересно! В XIX веке хозяйки усадебных домов в теплое время высаживали растения на участке не в клумбах, а в горшках. А с наступлением холодов цветы заносились обратно в дом.

Из деревьев на дачном участке выигрышно будут смотреться и фруктовые виды (вишня, яблоня, груша), и вечно зеленные (ель, сосна). Не стоит забывать про липу, иву и березу. Из таких деревьев можно высадить великолепный каскад, создавая тенистую аллею. Под деревьями рекомендуется высаживать растения, не требующие много солнца, например, папоротник или ландыш.

Рядом с зоной отдыха лучше всего посадить душистые растения. Тимьян, мята, душица придадут воздуху неповторимый аромат свежести и помогут создать атмосферу для отдыха.

Отличной идеей для вашего сада, если позволяет площадь территории, будет создание мини-пруда своими руками. Водоем можно украсить декоративными архитектурными элементами в виде небольших скульптур.

Прогулочная зона

Лиственные деревья и высокие кустарники приносят летнюю прохладу, отбрасывая тень на садовые дорожки, плавно огибающие клумбы, водоёмы и деревянные скульптуры. Красавцы-клёны, ясени, роскошные липы и печальные берёзки, переплетая свои ветви, создают уютные тенистые аллеи и арки.

На больших территориях можно расположить участки смешанных лесов и рощ, для оформления которых подходят традиционные хвойные и лиственные растения: тис, берёза, ель, туя, рябина, сосна, клён, дуб, липа, можжевельник, лианы, благоухающие сирень и жасмин.

Читать также: Баня времянка своими руками

Извилистые дорожки расходятся от центральной части участка в разные стороны и соединяют между собой все зоны. Тропинки обычно присыпают песком, гравием или корой деревьев, а если дорожки запланировано сделать из плит, то между плашками желательно оставить зазоры и присыпать их землёй. Пробивающаяся травка как раз создаст видимость некой небрежности и лёгкой запущенности, что характерно для русского стиля.

Русское кантри в интерьере и ландшафтном дизайне

Деревенский стиль или русское кантри все больше набирает свою популярность. Много идей для сада и дома можно взять не только из дизайна XIX века, но и из других эпох. Стиль кантри подразумевает легкую небрежность, хаотичность. При этом весь дизайн смотрится абсолютно гармонично. Особое внимание следует уделить дорожкам. Даже если дорожка выложена из плитки, лучше всего оставить небольшие зазоры, чтобы через них пробивалась трава. Такая тропинка будет гармонично сочетаться с настроением природы. Оживить дачный участок можно с помощью различных декоративных элементов, выполненных своими руками. Новые идеи для дачи и сада можно найти на фото:

Дача в русском стиле

Стиль для дачи русская усадьба

Русская усадьба 19 века на даче

Интерьер в русском кантри также богат на разные идеи. Начать можно с внешнего вида дома. Не обязательно строить деревянную избу. Чтобы придать деревенский стиль можно использовать облицовочный материал в виде брусьев. Для интерьера в русском стиле хорошо подходят резные ставни на окнах. Внутренний дизайн дома зависит от предпочтений хозяев. Дача может быть обставлена мебелью из массивного дерева. Или же наоборот убранство может быть легким и кружевным. Для русского кантри подойдет декупаж мебели, использование кружев, например, на скатерти. Всегда выигрышно будут смотреться живые цветы и деревянная посуда в качестве декора.

Нужно помнить! Стиль кантри не подразумевает под собой хаотичный склад всего ненужного. Русский кантри – это лишь видимость небрежности.

Как не создать подделку под русский стиль

Во всем разнообразии красивых ландшафтных идей русского стиля легко запутаться. Главное, следует избегать распространенных ошибок при создании своего собственного сада:

  • Русский стиль не терпит нагромождений, его основная черта — это простор. Если дачный участок не позволяет создать все элементы русского стиля, лучше не применять их все. В таких случаях оставляется лишь те, которые больше нравятся хозяевам.
  • Главная ошибка при создании русского стиля на даче – это использование газона. От газонной травы следует отказаться совсем.
  • Не стоит использовать острые углы и строгие формы.
  • Цветовая гамма русского стиля всегда гармонична. Не стоит использовать сочетание слишком ярких оттенков на одной территории.

Современный стиль «русская усадьба» в ландшафте

При создании ландшафтного дизайна все больше дизайнеров использую стиль русская усадьба или, как его обычно называют «русский стиль». Особенно популярен такой дизайнерских ход на участках, которые располагаются в непосредственной близи к лесу или к речке.

Современный русский стиль содержит в себе все основные идеи для красивого сада, позаимствованные у архитекторов XIX века. Современные дизайнеры тщательно подбирают цветущие растения, которые подойдут для той или иной климатической зоны. Именно цветы в современном стиле являются основным элементом сада. В середине центральной дорожки, ведущей от дома к воротам, дизайнеры предлагают устанавливать розарии или клумбы. Все цветы в них должны сочетаться между собой по размеру и цвету.

Особое внимание также уделяется хвойным деревьям. Если на территории участка нет таковых, то проектировщики предлагают высадить крупномеры. Для законченной картины усадебного участка дизайнеры добавляют современные легкие беседки и скамьи, которые гармонично смотрятся в зоне отдыха, рядом с центральным цветником.

Советы по обустройству русского сада

  1. Нельзя приобретать взрослые импортные деревья. Каким бы сильным ни было желание поскорее увидеть свою территорию оформленной до конца. Если деревья несколько лет росли в другом климате и на другой почве, они трудно приживаются, требуют большего ухода, чаще повреждаются вредителями.
  2. Чтобы отечественные саженцы лучше прижились, высаживать их стоит поздней осенью.
  3. Для оформления дорожек можно использовать спил бревна. Это одна из последних модных тенденций, но, к сожалению, такой вариант недолговечен и требует постоянного обновления.
  4. Актуально использование песчаника. В щели между камнями можно засыпать землю с семенами тенелюбивой травы.
  5. Если участок только что куплен и на нем есть лес, не нужно торопиться вырубать все деревья. Из них можно сформировать прекрасную пейзажную часть сада.
  6. Если размер сада больше стандартных шести соток, следует чередовать тип пространства — открытые поляны с закрытыми частями из хвойных или лиственных деревьев.
  7. Выбирая для сада стиль русской усадьбы, для дома лучше выбрать классический стиль.
  8. Огород располагается за домом или по бокам от него. Важно то, что он не должен мешать восприятию самого сада.
  9. Основа колористики сада — игра света и тени. К примеру, светлые садовые элементы на фоне темной зелени.

Таким образом, очень хорошо видно, что ландшафтный дизайн в стиле русской усадьбы и главный его элемент – сад, сочетают в себе практичность и простую красоту. И пусть создание этого стиля требует немалого вложения сил и средств, но результат того стоит!

Источник

Реконструкция заброшенного сада

Запущенный сад – не повод расстраиваться. Особенно если на нем высажены фруктовые деревья или кустарники различных видов. Из такого сада можно получить практически готовый русский стиль кантри. Выросшие цветы и растения, если их подровнять, можно использовать в качестве бордюров для дорожки.

В случаях, когда на заброшенных участках есть вьющиеся виды растений, из них великолепно получится пергола. Старую хозяйственную утварь можно использовать в качестве декоративных элементов для сада. Разбавить заброшенный участок следует новыми посаженными цветами в той же цветовой гамме, что и дикие растения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: